У нас в семье не принято пользоваться ненормативной лексикой даже тогда, когда на палец падает тяжелая табуретка. Но в один прекрасный день мой младший сын, которому едва исполнилось три года, опрокинув на себя чашку с компотом, совершенно четко произнес слово из пяти букв. Надо признать, это было сказано очень кстати.
Я не поверила своим ушам и переспросила, что-что? Но он не повторил, и я решила – буду думать, что послышалось. Но вечером того же дня, когда старший брат сломал его гараж, построенный из кубиков, он опять так же емко, экспрессивно и однозначно оценил происшедшее. Я ужаснулась. Мой птенчик, мой невинный младенчик ругается матом? Стыд, позор, что делать?! От старшего я такого не слышала!
От 2 до 5: родители держат покер-фейс
Забегая вперед скажу, что нам с мужем удалось сделать так, что плохие слова не вошли в активный вокабуляр ребенка. Ничего особенного мы не делали, рот с мылом никому не мыли. Просто по-прежнему не использовали нецензурные выражения и при случае выражали скорбное недоумение, слыша их от других людей. О том, что наш мальчик значительно расширил свой словарный запас обсценной лексики, я узнала случайно, когда сын уже был 15-летним подростком. И я решила – пусть. В конце концов, он уже прекрасно понимает уместность или неуместность использования мата, а сейчас и в приличных офисах можно услышать всякое.
А вернувшись назад, уточню: я думаю, что мат в устах маленького ребенка просто ужасен. И от него надо избавляться. Как? Детские педагоги считают: крохи от двух до пяти лет быстро запоминают и используют бранные слова просто потому, что, как правило, эти слова произносятся взрослыми экспрессивно в каких-то пиковых ситуациях. Ребенок прекрасно чувствуют эмоцию, интонацию — и ловит на лету новое словечко или словосочетание. Конечно, он не знает о том, что это брань.
Этому возрасту свойственно речевое повторение, подражание. Потребность малыша — копировать взрослый мир. Есть вероятность, что случайно услышанное слова так же случайно и забудется. Но обычно это бывает с нормальными словами, а не с такими, которые стоит не знать, так что рассчитывать на забывчивость не стоит. Главное, это помнить, что малыши быстро развивают навык использования нецензурных слов при некорректной реакции взрослых: смехе, смущении, наказании, разовом одобрении, поощрении.
И спросила кроха, что такое…
Сдержаться бывает непросто. Я, например, услышав от сына новые словечки, быстро вышла из комнаты якобы по делу, потому что не была уверена ни в спокойном выражении своего лица, ни в том, что сама сейчас не скажу какую-нибудь глупость. Прямой и строгий запрет может спровоцировать развитие плохой привычки. Поэтому никаких нравоучительных нотаций, тем более, прилюдно. Только тихий разговор тет-а-тет. Родителям часто дают совет: во время этой дружеской беседы попросить ребенка объяснить значение произнесенного им слова. Мол, скорее всего, окажется, что он понятия не имеет о чем идет речь.
Но что делать дальше? Как быть, если любознательный ребенок, а мой сыночек-«почемучка» был именно таким, попросит рассказать, в чем, собственно дело. Я была в большом затруднении – как можно объяснить вот это вот все трехлетнему мальчику, чтобы не соврать? На подготовку у меня времени не было: я не хотела уж слишком акцентировать внимание сына на этом событии. То есть, сказать, «мне надо подумать» я не могла. В общем, я объяснила сыну значение слова из пяти букв крайне коротко и примитивно, не углубляясь в разные физиологии, филологии и социологии.
Дескать, есть такие тети, которые совсем не умеют себя вести, прямо вот хуже Бабы Яги. И их называют некрасивыми словами. Потом мы вместе с ним удивились – какое отношение эти плохие слова и тети могут иметь к нему, его игре и его отношениям с окружающими? Никакого же, правда?
Обсценная лексика – норма?
К моему удивлению и радости следующие несколько лет нецензурщина не звучала в нашем доме, но дети взрослеют. Редко у кого из родителей есть возможность полностью контролировать круг общения своего ребенка, да и надо ли?.. Думаю, что нет. Специалисты пишут, что когда малыш становится старше, лет в пять, он может использовать мат в качестве протеста, матерное слово — проявление своеволия и непослушания.
Ребенок уже понимает, что нельзя, но произносит, бунтуя против того «как следует, как принято». Сам смысл бранных слов ребенка еще не слишком интересует. Есть мнение, что до 12–13 лет школьники пользуются матерными выражениями для самоутверждения, в качестве попыток подражать старшеклассникам и выглядеть взрослее. Но мне, честно говоря, кажется, что к этому возрасту обсценная лексика становится для многих старшеклассников основным языком общения. Я часто хожу через школьный стадион, и слышу всякое.
Думаю, мат сейчас хорошо знаком абсолютно всем подросткам, в том числе и тем, у кого в семьях не принято им пользоваться. Такова реальность. Но в силах родителей сориентировать своего ребенка так, чтобы он имел представление о цивилизованном общении, о границах дозволенного, и придерживался их.